Балисо́нг (таг. balisong), нож-бабочка — складной нож с клинком, скрываемым в сложенном положении в рукояти, образованной двумя продольными половинками с П-образным сечением, шарнирно соединенными с хвостовиком клинка. При открывании половинки рукояти совершают оборот на 180 градусов в противоположные направления относительно клинка, обнажая клинок и, соединяясь, образуя рукоять.
Своё название нож-бабочка он получил от сравнительного похожего следа от вращения рукояток на крылья бабочки. Вращение ножа является некоторым развлечением (упражнением). Часто, но не обязательно(!) наличие такого ножа может отнести хозяина к представителю разбойно-маргинальных групп.
Балисонги получили большую популярность после Второй мировой войны, американские военнослужащие привозили экзотические ножи с Филиппин.
О происхождении конструкции балисонга существует 2 основных теории. По одной балисонг — исконно филиппинское изобретение. По другой нож подобной конструкции завезён из Европы на Филиппины в период испанского владычества.
Балисонг рассчитан на инерционное открывание, опытный пользователь может открыть нож взмахом одной руки, держащей нож. Для открытия требуется взять нож в руку соединением вперёд, при этом указательным и большим пальцами взяться за ножку без защёлки. Взмахом откинуть от себя вторую ножку с лезвием, потом перевернуть ручку в руке на 180 градусов вторым движением. После этого последним, третьим движением вторую, свободную, ручку взмахом возвращаем в руку. Закрытие ножа достигается обратными движениями.
Хотя нож и выглядит грозно, практическое использование его не желательно: рукоять скользит в руке, и нож легко может ранить владельца. Боевые свойства ножей.
Как правило, большинство боевых ножей обладают клинком длиной от 150 до 200 мм и шириной от 30 до 60 мм, изготовленным из высоколегированных сталей, что само по себе подразумевает хорошие режущие свойства. Указанная длина клинка, в свою очередь, обеспечивает глубокие проникающие ранения, а учитывая глубину расположения жизненно важных органов в брюшной полости и грудной клетке, она гарантированно рассекает их даже при достаточно острых углах нанесения укола.
Указанная ширина клинка обеспечивает уменьшение угла заточки за счет возможности увеличения ширины заточки лезвия. Это обеспечивает повышение режущих свойств уже конструктивным путем. Более того, даже при колющих ударах широкий клинок оставляет обширные ранения с большой кровопотерей. Стилетные формы холодного оружия постепенно вытесняются предпочтительно режущими, в большинстве случаев с односторонней либо так называемой полуторной заточкой. Эта тенденция вызвана определенной тактической направленностью локальных конфликтов и распространением филиппинских и вьетнамских систем обращения с холодным оружием.
Учитывая высокую огневую мощь и техническую оснащенность современного бойца, можно предположить, что требования к конструкции боевого ножа и предположительным поражениям, вызванным его применением, должны быть схожи по своей тяжести с поражениями от применения пистолета. Это вызвано акцентированием внимания на скорейшей нейтрализации противника, а не на гарантированной его смерти вследствие внутреннего кровотечения, вызванного сквозным ранением стилетом с клинком малого сечения.
Внимание — миф: ложбинка на лезвии нужна для оттока крови. Кровосток — это чушь. Не было, нет и не будет в природе кровостока на лезвии ножа. Он там бессмыслен. Однако легенда, что выемка создана затем, чтобы кровь вытекала из раны и не затыкалась клинком, живет поколениями. Ложбинка вдоль лезвия — дол — служит для облегчения лезвия, если баланс необходимо сдвинуть в сторону гарды. Да-да, именно гарды, а не каких-то «усиков».
Тактические особенности боевого ножа.
Экипировка современного военнослужащего (тем более спецназовца) лишь чуть менее сложна, чем у космонавта. Широкое применение армирующих тканей типа кевлара дало возможность военным конструкторам изготовить легкое и удобное защитное снаряжение с высоким классом защиты от ножа и тупых пуль. А керамические и титановые варианты гарантированно защищают не только от узкого кинжала, но и от попаданий из автоматического оружия со сверхзвуковыми боеприпасами, оснащенными острой пулей, даже с тефлоновым покрытием.
Практически в армиях всех стран мира применяют разгрузки, ремни, портупеи, пряжки и т.д., то есть те элементы обмундирования, которые, пускай даже косвенным путем, но могут повлиять на эффективность колющего удара в корпус. Развитие любого оружия и способов его применения идет вслед за развитием защитных экипировок. Так, появление индивидуальных средств защиты от динамических повреждений (бронежилеты, шлемы и т.д.), вызвало изменение тактической окраски и технической оснащенности потенциального «бойца с ножом». Теперь приоритетными целями поражения стали не внутренние органы, а шея, лицо и предплечья противника. То есть открытые, незащищенные части тела противника, обладающие, тем не менее, большим числом кровеносных сосудов и способные, при их серьезном ранении с большой площадью рассечения, вызвать быструю потерю сознания, а при неоказании парамедицинской помощи — гибель раненого.
При подобной тактической окраске предполагаемых действий боевой нож должен иметь полукруглое лезвие (по некоторым источникам — стремящееся к дуге окружности) для удлинения лезвия при достаточно компактном клинке. Общая длина клинка не должна превышать уже указанных размеров в связи с тем, что качество пореза значительно зависит от центра тяжести ножа.
Постараюсь пояснить свою мысль. Если представить нож в виде рычага, где опорой будет кольцо между большим и указательным пальцем, то при значительном отклонении центра тяжести от верхнего края рукоятки в сторону кончика лезвия мы получим слабую кинематическую конструкцию, в которой короткое плечо пытается создать давление на длинном плече. Это значительно ослабит давление лезвия на поражаемую поверхность. В итоге, укоротив клинок и придав ему кривизну, разработчики получили достаточно длинное лезвие, компактные размеры и, самое главное, центр тяжести, расположенный максимально близко к месту крепления рукояти, что повысило маневренность и силу нанесения пореза.
Внимание — миф: серийные общевойсковые ножи наиболее эффективны. Принцип «военное — значит, надежное и эффективное» на этот раз подводит. Государственные структуры, осуществляющие финансирование вооруженных сил, заинтересованы в первую очередь в том, чтобы нож был максимально дешевым. Само собой, при таком граничном условии его эффективность и надежность оставляют желать лучшего.
Тактические особенности боевого ножа.
Поражение противника с помощью боевого ножа возможно только в ближнем, как правило, рукопашном бою. Вот почему есть смысл представить общую картину такого боя, акцентируя при этом внимание на характерных особенностях, связанных с использованием ножа.Большинство боевых столкновений можно разделить на две большие группы: бой на прорыв и бой на уничтожение. Признак, на основании которого подобное разделение возможно, связан с целью и задачами каждого конкретного боя.Внимание — миф: бой завершен, когда противник получил смертельное ранение. В играх и фильмах приходится видеть, как вражеский солдат или просто «плохой парень» сгибается и мгновенно умирает от быстрого ножевого удара. Фактически же люди гибнут не столь быстро и могут еще долго продолжать бороться за жизнь. Наивные инструкторы, гордые мнимой эффективностью своей ножевой техники, дезинформируют своих учеников о том, что их потенциальные жертвы впадут в шоковое состояние после первого малейшего пореза. При этом ими полностью игнорируется необходимость обучения элементарным навыкам самосохранения, даже после удачно проведенной атаки.
Единственная цель и главная задача боя на уничтожение — истребление живой силы противника. Достижение этого полностью зависит от исхода самой рукопашной схватки. Именно про бой на уничтожение говорят: «Вырезали целую роту!»При ведении боя на уничтожение предпочтение отдается технике, позволяющей надежно поражать летальные области тела. Ведь даже смертельно раненный противник может всадить вам пулю в спину. Чтобы не допустить этого, нож, как правило, используется для нанесения глубоких проникающих ранений жизненно важных органов. Однако для выполнения таких ударов требуется время. Речь идет о времени, необходимом как для выполнения глубокого удара, с учетом преодоления сопротивления костных и соединительных тканей, элементов обмундирования и экипировки, так и для извлечения ножа после поражения противника. Это значит, что боец, поражая врага, в какой-то момент остается практически безоружным и становится легкой добычей. Каждое такое мгновение особенно остро ощущается, если бой на уничтожение ведется против двух-трех противников одновременно. И хотя мастера ближнего боя стремятся избегать подобных ситуаций, такое случается.А вот цель боя на прорыв совсем иная — проход сквозь вражеские боевые порядки, выход на рубеж, захват объекта. Любые, даже самые короткие, стычки с противником только мешают достижению цели боя на прорыв. Противник в таком бою выступает лишь одним из множества препятствий на пути воина. Препятствием, которое можно обойти, вывести из строя или нейтрализовать, но вовсе не обязательно уничтожать.В ходе боя на прорыв успех практически полностью определяется скоротечностью боевых столкновений. При этом важно не тратить время на продолжительную возню с каждым попадающимся по ходу боя неприятелем. То, что за спиной могут остаться раненые противники, не так опасно, как в бою на уничтожение. Их шоковое состояние от ранения даст бойцу несколько дополнительных мгновений, за которые надо покинуть опасную зону. Следовательно, для успешного прорыва достаточно вывести противника из строя хотя бы на короткое время. Временное подавление способности к сопротивлению достигается болевым шокированием или частичным обездвиживанием противника. Как правило, нужный эффект достигается нанесением обширных резаных ран или рассечением связок. Подобная техника владения боевым ножом непременно сочетается с техникой уходов и уклонов от атак противника, с техникой «пропускания» противника и «проскальзывания» мимо него. Другими словами, поражение противника при прорыве осуществляется в движении, по ходу, как бы между прочим, без задержек и остановок на борьбу и добивание.Не менее важно для создания целостного представления о ближнем бое понятие о его техническом арсенале и динамическом рисунке, а также знание принципов организации «поражающего» пространства в рукопашной схватке. Своеобразное ядро ближнего боя образует динамический рисунок схватки. Динамика боя определяется манерой перемещений и скоростью движения бойца, принципами смены направлений, наличием торможений и ускорений, характером силового взаимодействия, амплитудами и траекториями ударов. Именно динамический рисунок связывает воедино технику схватки и тактику боя. Поэтому, очерчивая границы возможных вариантов динамической картины боя, поговорим о таких понятиях, как линейный и круговой бой.Динамика линейного боя представляет собой череду разгонов и остановок. Траектория боя — ломаная, с резкими сменами направлений. Тот, кто хоть раз в жизни сдавал норматив по так называемому челночному бегу, легко представит динамику линейного боя. С энергетической точки зрения, такой характер ведения боя нерационален. Впрочем, подобные «челночные» перемещения в ходе боя могут быть достаточно непредсказуемыми и способными ввести противника в замешательство, тем самым снижая эффективность его ответных действий.Динамика кругового боя отличается отсутствием резких, ломаных траекторий. Удачным образом ближнего боя, ведущегося в этой технике, может служить смерч «торнадо». Внешне хаотичное, быстрое, но плавное и непредсказуемое перемещение такого разящего вихря в бою — вот идеальный образ бойца в рукопашной схватке. Очень естественно в такую динамику укладывается ударная техника рук и ног. Вращательное движение легко включает в работу локти, колени, кулаки и стопы, происходит как бы «выбрасывание» их на периферию боевого вихря. Однако нужно иметь в виду, что прямолинейная ударная техника некоторых единоборств в динамику кругового боя не вписывается. Здесь наиболее уместны боевые связки капоэйры, «шуто учи» и «ура маваши» каратэ, «расцветающий лотос» и «борьба змеи и птицы» ушу.Следует отметить, что и линейная, и круговая техники могут одинаково успешно использоваться как в ходе боя на прорыв, так и в ходе боя на уничтожение. Каждый боец делает собственный выбор: чему учиться, чем овладевать. Главное — знать, что универсальных рецептов не бывает. С другой стороны, свобода выбора предполагает и личную ответственность. Ответственность не только за выполнение боевой задачи, но и за собственную жизнь, и за жизнь товарищей.
Давайте раз и навсегда определимся с терминологией в отношении составных частей типичного боевого ножа.
• Дол — выемка (иногда сквозная) в полотне клинка холодного оружия. Служит для точной подгонки баланса и убирания «лишнего» металла.
• Фальшлезвие — часть лезвия у рукояти, на которой не отформован поперечный сужающийся профиль. На фальшлезвии могут быть размещены элементы механизма фиксации в ножнах (храповые зубцы, магнит, шариковая защелка). На фальшлезвие обычно наносится клеймо производителя и номер ножа.
• Гарда — поперечная металлическая пластина, расположенная у основания рукояти ножа; иногда выполняется интегрированной в рукоять, иногда образуется расширением фальшлезвия (так называемые «заплечики»). Служит для предотвращения соскальзывания проксимального к лезвию пальца на режущую кромку, в редких случаях служит захватником чужого лезвия.
• Навершие — глухая гайка, удерживающая рукоять на черенке ножа. В ножах с «глухой» посадкой клинка на рукоять служит крышкой встроенного в рукоять пенала (ножи выживания, ножи бойскаута, туристические ножи).